ул. Грушевского, 30/1
Центральный Дом офицеров
18 ноября 2025, 18:30
(044) 253-80-72
250 – 850 грн.
Каждый из нас с юных лет знает украинскую поговорку: За двумя зайцами погнаться – ни одного не изловить! Выдающийся украинский прозаик, стихотворец, комедиограф Михаил Старицкий еще в 19 столетии создал знаменитую комедию “За двумя зайцами”, которая актуальна и поныне. Почти каждый украинский театр имеет в своем репертуаре личную трактовку этой нестареющей украинской классики. А киноленту “За двумя зайцами”, снятую по комедии Старицкого в 1961 году, не одно поколение зрителей пересмотрело многократно.
Театральная жизнь “Зайцев” началась 4 ноября 1883 года в Киеве. Однако, на тогдашних афишах указывали иное название – “Панская губа, и зубов нет”. И лишь в скобках приписывали: “За двумя зайцами”.
Возможно, не каждому известен и тот факт, что авторов “Зайцев” двое: Михаил Старицкий и Иван Нечуй-Левицкий. Пьеса Михаила Старицкого – это, по сути, переработка написанной еще в 1875 году “мещанской комедии” Нечуя-Левицкого “На Кожемяках”. В свое время пьеса Нечуя-Левицкого не пользовалась успехом. По соглашению между авторами, Михаил Старицкий переделал произведение по-своему. Старицкий сохранил практически весь состав персонажей комедии, а также суть интриги. Тем не менее, после переработки в комедии появилось много нового. Ее фабула стала гораздо динамичнее.
Вот так эта, казалось бы, обычная, хотя и комичная история о незадачливом женихе, который пытался изловить сразу двух “зайцев” в облике невест, обрела свою собственную жизнь и ушла в мир, став одной из самых популярных и любимых украинских классических комедий.
С тех пор многие режиссеры работали с этим благодарным материалом, создавая на его основе свои личные постановки. Некоторые из них были весьма успешными, некоторые – не очень. Впрочем, у каждой постановки есть свое лицо …
Наверное, в этом и состоит сложность для режиссера: взять всем известное произведение и создать спектакль, который бы покорял публику и при этом не был похож ни на какую другую, чтобы у зрителя даже мысли не возникло сопоставлять его спектакль с чем-то другим (или с другими представлениями, то с кинолентой, то даже с пьесой).
Вот за такое довольно сложное дело взялся и постановщик Киевского академического музыкально-драматического театра им. П. К. Саксаганского Вячеслав Стасенко, известный по постановкам “Кайдашева семья”, “Сильвия”, “Пизанская башня”, “Третье слово”.
Разумеется, те, кто знаком с творчеством Вячеслава Стасенко, ждали от него нового произведения искусства. И не прогадали!
Два дня премьерного показа – два дня неистового успеха. Вот так можно было бы кратко описать происходящее в театре Саксаганского.
Отдельно хотелось бы упомянуть об исполнительнице роли Прони Прокофьевны – Елене Тетерук. Ее Проня – собирательный сатирический образ современной женщины, которая вопреки всему пытается найти свое счастье. Она искренне верит в то, что делает, она убеждена в собственной правоте и ни на миг не сомневается в правильности своих поступков. А еще она получилась такая непринужденная, что ее по-человечески становится жалко. Впрочем, довольно неожиданный финал, который придумал режиссер в этой постановке, невольно подталкивает к мысли, что все в этой истории завершится “хэппи эндом”. И Проня Прокоповна все же достигнет своей цели. А что дальше? Как сказал постановщик спектакля Вячеслав Стасенко во время пресс-конференции для СМИ: “Это уже совсем другая история” …
А что касается музыки … Уже не первый театральный оркестр в спектакле не просто исполняет музыку, но и является отдельным полноценным действующим лицом. Музыки умело играют в спектакле, как заядлые драматические актеры. Впрочем, в этой постановке таких диковинок предостаточно. Ведь артисты балета здесь поют, а вокалисты – становятся драматическими актерами. Скажете, все смешалось? Возможно, но все же оправданно и удачно.
В целом же, постановка оставляет позитивные эмоции и приятные впечатления. “За двумя зайцами” это еще одна визитная карточка саксаганцев.




